Практическая психология в помощь педагогу.
Использование игровых технологий на учебных занятиях курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Педагог-психолог Супагина Т.К.
Уроки учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой задачу – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Осознанное нравственное поведение ребенка предполагает, что он сделал выбор в пользу определенных нравственных ценностей, и он знает, как этот выбор реализовать на практике, т.е. это реальный опыт. И этот реальный опыт невозможно заменить никакими словами и рассуждениями. Только СОВЕРШАЯ что-то новое, мы можем это новое пережить.
Именно игра позволяет пережить реальный опыт, примерить на себя разные социальные роли. Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению: девочки всегда играли в куклы, представляя себя в роли матери и жены, мальчики – в «солдатиков», что бы научиться быть воинами и защитниками. С психологической точки зрения игра для дошкольника – основная среда развития. Это сильнейшее средство социализации ребенка, возможность формировать собственную самооценку и навыки общения со сверстниками. А для самого ребенка игра, в первую очередь, развлечение – дети играют только в то, что им интересно.
Какие они сейчас младшие школьники, во что они играют? Понаблюдайте за ребятами на перемене. Первое, что хочется сделать - заткнуть уши, потому что очень шумно. Ученики на перемене общаются, если это можно так назвать, перекрикивая друг друга. Кажется, что они и не хотят слышать другого человека – своего ровесника и даже взрослого. Мальчики просто бегают друг за другом или гоняют ногами бумажный мяч, девочки по одной или парами во что-то играют в телефоне, некоторые сидят по отдельности – что-то рисуют или пишут в тетради. Звонок – уроки продолжаются. После уроков многие остаются в группе продленного дня: под руководством педагога готовят домашнее задание, занимаются в кружке или их забирают родители, бабушки и дедушки. А дальше все по плану – бассейн, танцы, художественная или музыкальная школа и т.д. Можно сказать, что все их время расписано и все поступки подчинены конкретной цели: сюда ты ходишь буквы выговаривать, туда математику учить, здесь рисовать. Из жизни детей исчезает коллективное общение, которое просто так, потому что интересно и весело вместе. Современные дети сейчас все время под присмотром взрослых, которые и решают, чем будет заниматься ребенок. В противном случае - это социальное неблагополучие. Часто у младших школьников нет друзей во дворе, потому что некогда поиграть или некому присмотреть за ним и потому он сидит дом с бабушкой. А ведь именно в дворовых компаниях раньше дети много играли и приобретали важные социальные навыки – умение выигрывать, проигрывать, уступать, выбирать главного и подчиняться, ждать своей очереди и т.д. Возможно, по этой причине, дети становятся более закрытыми, ориентированными не на общение. Поэтому игры, которые в этот момент может самостоятельно освоить ребенок, - это компьютерные игры, которые таким образом вытесняют все, во что раньше играли во дворе. Современным детям трудно играть вместе – они не умеют проигрывать, они могут расплакаться или становятся агрессивными. Такими наших детей делает среда, в которой они растут и развиваются – родители, обеспокоенные безопасностью детей стремятся контролировать время и занятость ребенка, да и по закону ребенок до двенадцати лет не имеет права быть без присмотра. А ребенок остается ребенком – ему не хочется скучать, он ищет, чем себя развлечь. В результате детям становятся интересней индивидуальные игры, а не коллективные. В этом формате у компьютера нет конкурентов.
Что же делать, как помочь младшему школьнику развить социальные навыки, которые помогут ему научиться дружить, позитивно относиться к себе, уметь работать в команде, ну, и просто, слышать и понимать другого человека? Выход есть – ученикам можно предложить поиграть в психологические игры, соответствующие их возрасту. Игры не только помогут сохранить психологическое здоровье ребенка, но и будут способствовать активизации учебного процесса, т.к. учебная активность напрямую связана с личностным развитием и благоприятным эмоциональным климатом в детском коллективе.
На занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» психологические игры могут быть особенно эффективны, т.к. позволяют научиться уважению друг друга и умению договариваться. Только так формируется толерантность.
Хочу предложить вашему вниманию некоторые психологические игры. Знакомя детей с новыми играми необходимо подробно рассказать инструкцию к игре и убедиться, что все правильно ее поняли. После и можно повести анализ игры. Это позволяет развивать рефлексию у младших школьников.
Игра «Где я?» (с 8 лет)
Цели: Эта игра будит любопытство детей и заставляет внимательно прислушаться. При этом у детей также развивается чувство пространства и визуальная память.
Материалы: Повязка на глаза.
Инструкция: Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой кто-то из вас будет Детективом. Мы завяжем Детективу глаза, чтобы он мог только слышать. Один ребенок ведет детектива в угол классной комнаты. Остальные дети расходятся по комнате и где-нибудь встают. Когда каждый займет свое место, Детектив называет имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним (например, по шкафу или батарее). Стук надо повторить несколько раз. Потом Детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. Если детям трудно описать вербально местоположение ребенка, они могут показать направление рукой. Затем Детективом становится другой ребенок.
Анализ упражнения:
- Что для тебя было трудно в этой игре?
- Можешь ли ты с закрытыми глазами представить себе классную комнату?
- Хороший ли ты Детектив?
Игра «Интонации» (с 10 лет)
Цели: В этой игре детям предоставляется возможность попытаться выразить свои чувства с помощью интонации, т.к. иногда мы можем узнать о других по звуку голоса больше, чем по содержанию их речи. Поэтому очень хорошо, если дети научатся слышать все, что передает собеседник, замечая оттенки чувств по изменению его голоса. В конце игры можно провести дискуссию о невербальных аспектах речи.
Инструкция: Представьте, что весь класс перенесся на космическом корабле в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Иииии, Ууууу… Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать свои чувства только интонацией. Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне свое радостное Ааааа, радостное Еееее, Иииии, Ооооо, Ууууу…
УЧИТЕЛЮ. Проследите, чтобы дети действительно вкладывали чувства в произносимые звуки. Дайте детям выразить интонацией страх, гнев, печаль, любовь, волнение, гордость и др. Обратите внимание, как изменяется их мимика и поза при выражении разных чувств. В завершении Вы можете сами произнести поочередно гласные, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное Ааааа, потом грустное Ааааа…
Теперь сядьте по двое. Я хотела бы, чтобы вы поговорили друг с другом, используя только гласные звуки. Обращайте внимание не только на голос, но и на выражение лица, мимику и позу. Один говорит, другой отгадывает, какое чувство демонстрировал партнер. (3 минуты)
Анализ упражнения:
- Что тебе было труднее всего в игре?
- Какое чувство тебе легче всего выразить?
- Какое чувство тебе труднее всего выразить?
- Как ты чувствуешь себя, когда собеседник гневается, когда ему грустно?
- Как ты считаешь, важно ли обращать внимание на интонацию голоса в разговоре?
Игра « Да и нет» ( с 6 лет)
Цели: Эта игра направлена на снятие у детей апатии и напряжения, на пробуждение жизненных сил. Начиная игру, имейте в виду, что на некоторое время в классе будет жуткий шум и гам. Игра «Да и нет» может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой голос как способ самовыражения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в классе.
Материалы: Колокольчик.
Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос – тихо, громко, средне? Сейчас вам нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, услышав его звон, остановитесь и сделайте глубокий вдох-выдох.
Анализ упражнения:
- Обратите внимание детей на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра «Пчелы и змеи» ( с 9 лет)
Цели: Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.
Материалы: Губка и карандаш.
Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Те, кто хочет играть в команде пчел, встаньте к окну, а те, кто в команде змей – встаньте к стене. Каждая команда должна выбрать своего короля. А теперь правила игры: оба короля выходят из класса и ждут, пока их позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая звуки: пчелы – жужжать, а змеи – шипеть. Чем ближе король подходит к месту, где спрятан предмет, тем громче звук. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут сесть на свои места и внимательно следить за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Помните, что вы можете издавать звуки, но не можете говорить. Посмотрим, кто из королей будет первым.
Анализ упражнения:
- Твоя группа хорошо помогала королю?
- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
- Какая команда была дружнее?
- Как ты чувствовал в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в роли короля?
- Ты остался доволен своей командой?
- Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?
В заключении хочу сказать, что проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчая тем самым процесс обучения. Тематика психологических игр весьма разнообразна – развитие внимания и умения слушать, умение ладить с другими, сочувствие, повышение самоуважения, принадлежность к группе и дружелюбие, снятие агрессии, развитие фантазии, расслабление и т.д.
Подробное описание психологических игр для младших школьников можно найти в сборнике из четырех частей «Как научить детей сотрудничать?», автор Клаус Фопель, Москва «Генезис», 2003г. Примеры некоторых игр мною были приведены в этой статье.