Практический опыт в копилку педагога-психолога.

 

 

 

 «Здоровый уравновешенный человек

                              находится в гармоничных

                                      отношениях со всеми цветами.»

                                               Н.М.Погосова «Цветовой игротренинг»

 

Элементы цветотерапии в работе с младшими школьниками.

Игра «Цветной город»

Автор: педагог-психолог Супагина Т.К.

Рекомендовано для внеурочной деятельности. Необходимо иметь достаточно времени для завершения творческого процесса. В группах детей с низким темпом работы игру можно разбить на два этапа.

Цель игры: развитие коммуникативных навыков.

Задачи: исследование  эмоционального состояния через  восприятие цветов, творческое самовыражение, формирование навыков взаимодействия через творческую деятельность.

Материалы и инструменты: лоскуты ткани основных цветов (белый, черный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, коричневый), полоски прозрачной ткани типа органзы тех же цветов, цветная бумага, картон, пластилин, клей, скотч, разноцветные пуговицы и моточки ниток, цветные квадратики из бумаги по количеству участников.

Ход игры:

         Ведущий предлагает всем ученикам выбрать по одному квадратику из цветной бумаги. Квадратиков столько, сколько участников игры. Квадратики имеют те цвета, которые есть в цветных тканях (основные цвета). Количество квадратиков одного цвета должно быть приблизительно одинаковое -  это число участников в малой группе.

         Ведущий:

- Ребята, вы любите путешествовать? Мне рассказали удивительную историю, что где-то далеко есть необычный город – в нем живут необычные люди. Они разноцветные – белые, синие, красные, желтые, коричневые, голубые, фиолетовые, оранжевые и даже черные. Все, что окружает их: мебель, посуда, деревья, дома и все остальное того же цвета, что и сами человечки. То есть каждый живет в мире, где все окрашено одним цветом. Человечки никогда не бывали друг у друга в гостях и поэтому они считают, что весь мир имеет один и тот же цвет – их собственный.

- Дети, а вы можете себе представить – как это жить в таком мире, где все одного цвета? Расскажите об этом… Вы можете это испытать на себе. Кто хочет? (Ведущий предлагается завязать глаза разноцветными прозрачными полосками ткани, но так, что бы можно было через них смотреть и не снимать их до определенного момента.)

         - Ребята, объединитесь в одну команду те, у кого квадратики одного цвета. Выберите для себя кусок ткани, бумаги, пластилина и  вашего цвета.

         -  А теперь каждая команда может использовать все, что у нее есть для  создания цветного человечка и его небольшого мира. Подумайте:

  • Какое настроение вызывает ваш цвет?
  • Как  зовут вашего человечка?
  • Какой у него характер, мимика, жесты?
  • Чем он занимается?
  • Что он любит, а что нет?
  • О чем он мечтает…

         Далее создаются отдельные  фрагменты цветного города. Важно в процессе творческой работы стимулировать обсуждение в группе -  вопросы ученикам:

  • Ты хотел бы жить в таком месте, где все одного цвета?
  • Да, нет…  Почему?
  • Как долго ты хотел бы там побыть?

- Ребята, расскажите о своем человечке и его мире коротенькую историю, кто готов? Можно помогать рассказчику!

После того, как все группы рассказали свои истории, ведущий организует обсуждение, которое должно закончиться идеей объединения отдельных фрагментов в одно общее пространство.

Вопросы для обсуждения:

  • Выбери, чей человечек тебе больше всего нравится. Почему?
  • Как ты считаешь, они могли бы жить все в одном городе?
  • Как бы тогда выглядел город?
  • Кто управлял бы городом и как?
  • Что было бы самым главным для управляющего этим городом?
  • Чем занимались бы жители города?
  • Как они общаются?
  • Что можно показать гостям города?
  • Хочется ли тебе что-то изменить в городе? Как это сделать?
  • Нравится ли теперь?
  • Как ты чувствуешь себя в разноцветном городе?
  • Каких цветов тебе хочется больше, а каких меньше? Почему?
  • Можем мы оставить человечков в цветном городе и быть уверенными, что  у них все хорошо?

В процессе обсуждения можно перестраивать город, соединяя отдельные фрагменты и даже элементы друг с другом. Это можно делать до тех пор, пока все участники игры не согласятся, что город им нравится. Можно предложить что-то доделать всем вместе в  общем городе.

Рефлексия занятия.

  • Что понравилось в игре?
  • Что было трудно?
  • Чему ты научился сегодня?
  • Хотел бы ты сегодня кого-то похвалить , поблагодарить ?

Рекомендации педагогу-психологу:

  • педагог-психолог может быть ведущим или наблюдателем
  • по предпочтению цвета учеником можно предположить актуальное эмоциональное состояние ребенка
  • в процессе взаимодействия можно выделить детей, испытывающих трудности в общении, умении высказывать свою точку зрения, отвергаемых группой
  • данная игра не предполагает соперничества
  • в  процессе игры необходимо стимулировать креативность
  • по  содержанию рассказов детей о городе и отдельных фрагментах можно сделать вывод о формирующейся системе ценностей ребенка
  • игра обязательно должна закончиться общей интеграцией и позитивными отзывами
  • в конце обсудите с ребятами сколько времени и где общая поделка будет сохраняться, как ее потом разобрать – это важный момент принятия совместного решения

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

(физиологическое воздействие некоторых цветов)

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг

Красный

 

Красный цвет — это энергия и сила. Красный связан с физичес­кой активностью, волей, чувственностью, сексуальностью и агрес­сией. Это цвет огня, действия и жажды жизни. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующее действие на нервную систему. Улучшает и ускоряет все обменные процессы в организме и устраняет застойные явления в органах.

Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, уве­личивается артериальное давление, учащается и углубляется дыха­ние, активизируется мускульная сила.

Красный цвет способен помочь в преодолении инерции, депрес­сии, страха и меланхолии. Красный повышает работоспособность и выносливость, укрепляет волю, улучшает настроение, способствует преодолению трудностей и препятствий.

Это цвет активный, энергичный и горячий, поэтому злоупотреб­ление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, волне­ния, беспокойство и головную боль.

 

Оранжевый

 

Оранжевый — это теплый и активизирующий цвет. Он часто ассо­циируется с солнцем, огнем, радостью и экспрессивностью. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным и сво­бодным. Оранжевый настраивает на оптимизм, открытость и общи­тельность. Он помогает обрести эмоциональное равновесие, доверие к миру и чувство единения с ним.

Оранжевый цвет вызывает у человека некоторое возбуждение, но менее сильное, чем от красного. Он незначительно учащает пульс и дыхание, а также улучшает аппетит.

Как цвет тепла и жизненной энергии, он регулирует обменные процессы и оказывает исцеляющее влияние на работу организма.

Оранжевый и персиковый оказывают активизирующее воздействие на замкнутых и недоверчивых детей, помогая им освободиться от стра­ха, открыться, довериться и развить нереализованные способности.

 

Желтый

 

Желтый — это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Он последний из спектра теплых цветовых лучей. Желтый связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям и дисциплиной. Желтый способствует концент­рации внимания и ясности мыслей. Это тонизирующий цвет, а его воз­действие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оран­жевым. Под воздействием желтого слегка учащаются пульс и дыхание. Желтый цвет обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, созда­ет гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку и помо­гает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. В негативном аспекте желтый — это склонность к критике и не­терпимость к чужому мнению.

 

Зеленый

 

Зеленый цвет — цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и хо­лодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

В лечебном плане зеленый стабилизирует деятельность сердечно­сосудистой и нервной систем, уменьшает сердцебиение, приводит в норму артериальное давление. Действие зеленого эффективно при головных болях, утомлении глаз и нарушениях зрения.

При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Зеленый также об­ладает легким усыпляющим действием и способностью успокаивать расшумевшихся.

Воздействие зеленого создает в организме ощущение мира и рав­новесия, недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем при­ток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство обновления и безопасности.

Отрицание зеленого цвета может указывать на недовольство сво­им эмоциональным состоянием.

Приверженность к темно-зеленым оттенкам может говорить о том, что человек занимает оборонительную позицию по отношению к жизни, отличается настойчивостью и упрямством.

 

Голубой

 

Голубой — это цвет интуиции, эмоциональности и духовного рос­та. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление легкости, воздушности и чистоты. Этот цвет учит, его называют «цветом истины». Голубой также цвет мира, ме­дитации и внутренней гармонии. Он тих и спокоен и способен ока­зать помощь в решении любой проблемы.

В цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях. Под воздействием голубого замедляются пульс и дыхание.

Голубой цвет утешает и успокаивает душу. Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями. Он также умень­шает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаи­вать гиперактивного ребенка. Злоупотребление голубым цветом, осо­бенно если это касается пассивного, заторможенного ребенка, мо­жет привести к некоторому утомлению, печали и пассивности.

 

Синий

 

Синий является вторым из цветов холодного спектра. Он помога­ет обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, веру и преданность. Как цвет душевного покоя, он связан с самоана­лизом и самоуглублением.

Синий снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится медленнее и глубже, чем при го­лубом.

В цветотерапии синий используется для лечения нервных боль­ных, сверхвозбудимых и буйных. Нередко применяется при тревоге, бессоннице и беспокойстве. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Применяется для лечения ожогов и воспалитель­ных процессов.

Синий поможет при умственном переутомлении; а также обеспе­чит необходимую гибкость и податливость тем, кто привык действо­вать жестко и прямолинейно.

Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, духовный поиски служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий также представляет собой силу разума, мудрость и ясность мысли.

Синий цвет можно порекомендовать детям, страдающим недовер­чивостью, беспокойством, напряженностью, навязчивыми идеями. Следует, однако, помнить, что злоупотребление синим цветом может вызвать у детей от природы робких, неуверенных в себе состояние тревоги и подавленности.

 

Фиолетовый

 

Фиолетовый цвет, глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями чело­века. Это таинственный, мистический и загадочный цвет. В фиоле­товом соединяются два цветовых начала — синий и красный. Поэто­му он включает в себя спокойствие и буйство одновременно. Этот цвет каким-то непостижимым образом соединяет противоположно­сти: независимость и подчинение, могущество и слабость, мудрость и наивность, земное и божественное.

Фиолетовый цвет эффективно используют при психических на­рушениях, воспалительных заболеваниях и в качестве болеутоляю­щего средства. Он успокаивает нервную систему и оказывает благо­творное влияние на сон.

Фиолетовый пробуждает в человеке стремление к духовному рос­ту, обретению власти над собой и своей жизнью.

Хорош фиолетовый цвет и при занятиях творческим трудом. Ху­дожники и поэты, философы и музыканты, изобретатели и мисти­ки — люди творческих профессий находятся под влиянием фиолето­вого цвета.

Однако передозировка фиолетового нежелательна. Это притяга­тельный, но тяжелый для восприятия цвет. Длительное влияние фи­олетового может вызвать состояние тоски и депрессии.

 

Розовый

 

Розовый представляет собой смесь красного и белого цветов. Ро­зовый романтичен и нежен. Он — воплощение доброты и мягкости. Теплота розового растворяет все негативное и мрачное. Розовый пре­красно успокаивает, вызывает ощущение комфорта и уюта. Это цвет примирения и добрых чувств, он помогает мягко выходить из крити­ческих и конфликтных ситуаций.

Розовый развивает чувствительность, пробуждает интуицию, спо­собствует изменению устаревшей точки зрения и избавлению от на­вязчивых мыслей.

Избыток розового свидетельствует о потребности в защите, об ухо­де от реальной жизни в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение розовым выдает желание подчинить события своей воле, говорит об избытке самоуверенности, способствует про­явлению излишней уступчивости и чрезмерной эмоциональности.

 

Коричневый

 

Коричневый символизирует надежность, защиту и прочность. Это консервативный цвет. Он успокаивающий и сдержанный. Человек, предпочитающий коричневый цвет, медленно, но верно двигается к поставленной цели. Он склонен все тщательно продумать, рассчи­тать и лишь затем приступить к конкретным действиям. Личная жизнь любителей коричневого может быть достаточно трудной, потому что они склонны воспринимать жизнь как борьбу, как вечное преодоле­ние препятствий и трудностей.

Этот цвет помогает почувствовать себя защищенным и охраняе­мым, снимает напряженность и тревогу, дарит спокойствие, здравый взгляд на мир и уверенность в себе.

К негативным свойствам коричневого можно отнести: разочаро­вание, недовольство, депрессию и навязчивые идеи разрушения.

 

Белый

 

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и божественности. Белый цвет ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством и целомудренностью. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.

Если человек отдает предпочтение белому цвету, значит, он готов освободиться от стереотипов, старых привязанностей и начать но­вую жизнь.

Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как со­держит в себе энергию и мощь преобразования. Белый оказывает то­низирующее действие на организм человека и эффективно исполь­зуется для оживления любого другого цвета.

Белый оказывает благотворное влияние на замкнутых и скован­ных. Он «ломает лед» при общении, помогает преодолевать трудно­сти и повышает самооценку.

Белый дает ощущение чистоты и святости; но следует помнить, что всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмер­ной стерильности, неприступности и превосходства над другими.

 

Черный

 

Черный цвет — это таинственное и неизведанное. Он ассоцииру­ется с тьмой, ночью, видениями, бунтом, разрушением и смертью. Черный цвет больше ориентирован на внутренний мир человека, на то, что скрыто в глубинах бессознательного.

Черный символизирует конец всего сущего и завершение жизнен­ного цикла. Но именно черный цвет дает начало и всему новому. В тем­ноте рождается новая жизнь. Черный — это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Черный поглощает все, ничего не отдавая взамен. Этот цвет бросает каждому из нас вызов, предлагает освободить свою истинную сущность из мрака бессознательного.

Пристрастие к черному цвету может указывать на несогласие с миром, внутренний бунт, нехватку или отсутствие в жизни человека чего-то очень важного.

В то же время, черный мешает человеку почувствовать, чего ему не хватает в жизни, задерживает его движение вперед, поощряет «топ­тание на месте». Человек, которому черный служит убежищем, как правило, пребывает в состоянии депрессии, но часто не осознает это­го. Для преодоления привязанности к черному следует воспользовать­ся другими цветами.

 

Серый

 

Серый цвет получается при смешении белого и черного цветов, и потому является олицетворением всего промежуточного, умеренного, среднего. Серый цвет стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии. Он способен управлять эмоциями, восстанавливать по­рядок и стабилизировать процессы, вышедшие из-под контроля.

Людям, предпочитающим серый цвет, свойственны здравомыслие, рас­судочность, чувство меры и умение разрешать сложные проблемы.

В негативном аспекте серый может быть связан с печалью, депрес­сией, болезнями, усталостью, аскетизмом и склонностью к критике.

 

Серебряный

 

Серебряный цвет — воплощение женственности. Он ассоцииру­ется с лунным светом, небесным сиянием звезд, зеркалами и сереб­ряными монетами. Серебряный прекрасно успокаивает, уменьшает волнение, освобождает от эмоциональной скованности. Этот цвет помогает устранять споры и восстанавливать душевное равновесие. Серебряный развивает воображение и фантазию, беспристрастность и терпимость к мнению окружающих. Он подталкивает человека к погружению в себя и к мистическому восприятию мира. Серебряный цвет помогает человеку увидеть собственные ошибки и отражает ис­тинную сущность его души.

Отрицательные свойства этого цвета могут быть связаны с само­обманом, двуличностью, безумствами и иллюзиями относительно происходящих событий.

 

Золотой

 

Золотой символизирует силу, власть, чистоту и славу. Он способен преодолеть любые препятствия. Золотой уверен в неиссякаемости своих ресурсов и решителен в действиях.

Часто этот цвет встречается в сказках. Он символизирует несмет­ные сокровища, которые герой может получить, лишь пройдя труд­ные испытания. Золотой цвет в сказке может открыть самые недо­ступные и надежно запертые двери. Золотой цвет распространяет любовь и мудрость. Ему открыт доступ к миру духовного познания.

Говорят, что золото — это застывшие капли солнечного света. Именно из-за родства с солнцем золотой несет тепло, жизнь и ра­дость. Целеустремленные и активные получат от золотого дополни­тельную силу; но слабые, безвольные могут не справиться с той энер­гией, которую излучает золотой цвет.

В своем негативном аспекте золотой отличается крайней недовер­чивостью. Отрицательными чертами золотого могут быть боязнь ус­пеха, страх перед поражением, нежелание в чем-либо участвовать.

* * *

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфичес­кие свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает ли человек его воздействие. Свойства человеческой души, качества характера, коммуникабель­ность и вообще суть каждого из нас характеризуют определенные цвета. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной не­приязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.